О проекте

Журнал о беге и триатлоне. Заметки о приключенческих гонках, репортажи и интервью с участниками.

Я ищу

31 окт. 2014 г.

Преувеличенное одиночество бегуна на длинные дистанции

Сегодня я хочу поговорить о тех, кто играет огромное значение в спортивной жизни бегуна и напрямую влияет на тренировочный процесс. Речь пойдёт о «тех, кто», а не о пульсометрах, приложениях, планах подготовки и пищевых добавках.


Один мой друг как-то сказал: «Бег — это спорт для индивидуалистов. Бежишь один — и тебе никто не нужен!» Пожалуй, в чём-то он прав. Большую часть времени я тренируюсь в одиночку. На забегах я выхожу на старт с друзьями, но потом, как правило, преодолеваю дистанцию одна, потому что каждый бежит в своём темпе. Впрочем, даже те, кто финишируют в паре, взявшись за руки, скорее всего, согласятся с тем, что бег — это вызов прежде всего самому себе, это путь развития через труд и дисциплину, который никто не может за тебя пройти. Но есть те, кто помогают на этом пути.

Тренер по бегу
Сейчас много тренировочных планов: myAsics, Runkeeper, Gipis, Nike —казалось бы, устанавливай и занимайся, куда уж проще. Однако, когда что-то идёт не по плану, программы не работают. Я благополучно отзанималась по тренировочному плану myAsics шесть недель, пока у меня не заболела надкостница, и моя цель — осенний полумарафон — стала постепенно отдаляться. Тогда у меня было два варианта: либо ставить эксперименты на своём травмированном теле (самостоятельно искать причину болей и чинить технику по книгам), либо найти того, кто знает, как делать правильно. Я выбрала второе, нашла тренера и не пожалела.

Результат в беге не виден сразу, поэтому начинающему бегуну, который сомневается в себе и не обладает необходимыми знаниями, очень нужна поддержка профессионала, его системный подход и здравый взгляд со стороны. Мой опыт занятия с тренером подтверждают и другие бегуны.

Ещё один момент. Тренировочная программа не учитывает того, что иногда вам совсем не хочется выходить на улицу. Да что там, порой вы просто хотите бросить «этот чёртов бег». В такие моменты я вспоминаю про обязательства перед моим тренером Алексеем Лебедевым. У нас своего рода негласный договор: он отдаёт мне своё время, внимание и знания, а я выполняю план, становлюсь лучше, выносливее и бегу быстрее. Как тут пропустишь тренировку?

Спортивный врач
Я не открою вам секрет, если скажу, что «обычные» врачи — хирурги и травматологи в поликлиниках — не жалуют бегунов. Если вам доводилось обращаться в такие кабинеты после излишнего усердия на дорожке, вы наверняка слышали о том, насколько вреден бег, и почему им не стоит заниматься именно вам. Я тоже слышала, когда растянула связку после первого фартлека, и, конечно, загрустила. А потом узнала о существовании спортивных врачей.

На мой взгляд, самое важное отличие спортивного врача от «обычного» состоит в том, что, когда вы приходите с травмой, вам лечат ваши ноги, руки, спину, а не душу и мозг. Этот специалист понимает: тот, кто пришёл на приём, уже бегает и получает от этого удовольствие. Следовательно отговаривать или заставлять задуматься о выборе хобби бессмысленно и неуместно — уместно разобраться в причинах травмы, назначить грамотное лечение, продумать план восстановления. Кроме того, спортивный врач знает, как пропуск тренировок влияет на мотивацию и на конечный результат. Его цель — поставить вас на ноги как можно скорее — совпадает с вашей, и это само по себе помогает восстановиться.

Беговые друзья
Начинающий бегун нуждается в поддержке — и не только со стороны тренера и врача. Он вышел на путь преодоления себя, встретился с собственным телом (как оказалось, непредсказуемым и непонятным) и столкнулся с опустошающими вопросами окружающих: «Зачем это тебе?» Кроме того, поначалу не очень понятно, как организовать «весь этот бег». Когда лучше бегать: утром или вечером? Где? С кем?

Самый простой выход из вакуума — присоединиться к одному из сообществ в соцсетях. Мне, например, очень нравится группа 1 млн км: здесь очень тёплая атмосфера и всегда рады новичкам. Не стесняйтесь писать знакомым бегунам — подозреваю, что один-то у вас точно найдётся. Cообщите ему, что вы теперь тоже в теме, завяжите разговор о том, что вас волнует. Поверьте, он будет рад единомышленнику.

Когда первое стеснение преодолено, можно прийти на тренировку в открытый клуб, например, Nike+ Running Club или Moskva River Runners. Ну, а если вы – мама, то специально для вас есть Selfmama, run! В клубе вы познакомитесь с другими бегунами вживую и, поверьте, это действительно заряжает и вселяет уверенность — теперь вы не одиноки. Ищите среди бегунов интересных вам людей, делитесь впечатлениями и задавайте вопросы. Пусть они будут тривиальными поначалу — со временем вы узнаете больше, а часть проблем отпадёт сама собой.

Семья
Мой четырёхлетний сын как-то сказал: «Мам, а как это — болеть за тебя?» Я ответила, что это значит поддерживать маму, когда она бежит и кричать ей: «Беги мама, беги быстрее всех!». Его первый опыт болельщика состоялся на забеге WeRunMsk: Глеб стоял на тротуаре и изо всех сил кричал, чтобы мама бежала быстрее всех. Что я чувствовала в тот момент, не передать словами!

Скажу точно: бег заряжает всех. Даже самый ярый скептик – моя мама – как-то призналась, что она гордится мной, потому что я бегаю. А папа, который сомневался в серьёзности моего увлечения бегом, впоследствии с интересом разглядывал мою медаль Московского Марафона, а однажды спросил: «У тебя, наверное, икры забиваются, да?» Я была поражена. Откуда он узнал? Неужели, у него тоже появились знакомые бегуны?
Вовлечь близких, которые не бегают сами, не просто, но осуществимо, если всё делать последовательно.

Во-первых, когда родные и друзья интересуются вашим увлечением и задают вопросы, не отмахивайтесь от них — мол, вам не понять. Попытайтесь доходчиво объяснить, в чём для вас состоят плюсы бега. Терпеливо выслушайте мнение близких, даже если вы придерживаетесь иных взглядов. По моему опыту, люди просто не знают, «в чём прикол». В сознании многих крепко засел стереотип советского бегуна средних лет в синих тренировочных штанах и стоптанных кедах. Самим своим существованием вы развенчиваете этот миф, и близкие начинают задумываться о том, что бег, возможно, подходит и для них.

Во-вторых, обязательно зовите близких на забеги. И не просто зовите, а организуйте эту вылазку: расскажите, как всё проходит, куда идти, что брать с собой. Это вы чувствуете себя на забеге в своей тарелке, а далёкие от бега люди боятся, что будут выглядеть глупо. Объясните им, что их присутствие для вас важно, что улыбка и протянутая ладонь придадут вам сил. Покажите фото с самодельными плакатами болельщиков, которые несложно смастерить. Другими словами, станьте проводником для своих близких в этот неизвестный, но такой захватывающий мир.

В качестве заключения хочу сказать, что новичку не стоит закрываться от мира всевозможными гаджетами, приложениями и модной экипировкой. Будьте открыты, заводите друзей среди бегунов и ищите ответы на свои вопросы у опытных товарищей. Очень надеюсь, что каждый начинающий бегун обретёт поддержку, и его путь станет ещё интереснее, а жизненный опыт — богаче.


Статья опубликована на портале Newrunners.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий